События

Выездное заседание Национальной комиссии по правам ребенка

2024-01-17

В работе комиссии приняли участие депутаты Национального собрания, представители республиканских и местных органов управления, судебных органов, учреждений образования. БГПУ представляли ректор Жук Александр Иванович, проректор по научной работе Феклистова Светлана Николаевна, директор Института инклюзивного образования Хитрюк Вера Валерьевна. На заседании рассматривался вопрос о роли Института инклюзивного образования в системе работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Участники посетили Республиканский центр развития инклюзивного образования, ознакомились с его деятельностью, побывали в учебной лаборатории «Образование без границ», ознакомились с фотовыставкой «Просто дети» и научно-методическими разработками профессорско-преподавательского состава Института инклюзивного образования.

Открывая заседание комиссии, с приветственным словом к участникам обратился председатель комиссии Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь И.В. Петришенко. Игорь Викторович акцентировал внимание участников на проблеме выработки предложений по совершенствованию работы с детьми с особенностями психофизического развития, а также качества подготовки учителей-дефектологов в учреждениях высшего образования нашей страны.

Заместитель Министра образования Кадлубай Александр Владимирович выступил с сообщением о выполнении поручений Национальной комиссии по правам ребенка и положительно оценил работу всех заинтересованных ведомств в данном направлении.

Основное выступление Министра образования Республики Беларусь Иванца Андрея Ивановича было посвящено актуальным вопросам инклюзивного образования в Республике Беларусь. Участники заседания были проинформированы о разных образовательных маршрутах обучающихся с особыми образовательными потребностями, о состоянии по реализации принципа инклюзии в образовании, а также об обеспеченности учреждений образования учителями-дефектологами и их подготовки на уровне высшего образования в учреждениях высшего образования в нашей стране.

В докладе первого заместителя Министра здравоохранения Кротковой Елены Николаевны были затронуты вопросы оказания помощи детям с особенностями психофизического развития в организациях здравоохранения. Отмечено, что участие медицинских работников в оптимальной организации образовательного процесса заключается, прежде всего, в своевременной диагностике имеющихся нарушений, а также межведомственном взаимодействии структур системы образования и социальной защиты.

О роли Института инклюзивного образования БГПУ в подготовке педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями участникам Национальной комиссии по правам ребенка доложила директор, Хитрюк Вера Валерьевна. В своем докладе Вера Валерьевна обратила внимание на то, что Институт инклюзивного образования является самым мощным в стране учебно-научно-производственным центром, обеспечивающим разработку концептуальных основ осуществления образовательной, научной, учебно-методической и практической деятельности в области инклюзивного и специального образования в Республике Беларусь. Был обсужден вопрос увеличения целевого набора в магистратуру по специальности «Инклюзивное образование», в том числе для профессорско-преподавательского состава региональных учреждений высшего образования, учреждений среднего специального образования, обеспечивающих подготовку педагогических работников, а также преподавательского состава институтов развития образования.

После основных докладов у участников заседания была возможность обсудить волнующие их вопросы по самым различным аспектам организации и реализации принципа инклюзии в образовании и оказании помощи детям с особыми образовательными потребностями. Со своим видением состояния проблемы в регионе и принимаемыми решениями выступили заместители председателей всех областных исполнительных комитетов и Минского горисполкома.

На заседании комиссии был утвержден план работы Национальной комиссии по правам ребенка на 2024 год.

Участники заседания Национальной комиссии по правам ребенка высоко оценили роль Института инклюзивного образования в качественной подготовке кадров в профильной области. По итогам заседания был утвержден проект протокола поручений для всех заинтересованных ведомств.