НИР сотрудников
Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина»
за период с 2015 г. по 2020 г.
№ п/п
|
Тема НИР, сроки реализации |
Источник финансирования |
Результаты НИР |
Ссылки на основные публикации |
|
Научные результаты |
Практические результаты |
||||
1. |
Создание системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Ленинградской области |
Средства Правительства Ленинградской области, государственный контракт |
Анализ психического развития детей первого года жизни с различными нарушениями сенсомоторного развития, дифференциация популяции младенцев с ОВЗ в соответствии с классификацией дизонтогенеза |
Разработка системы абилитационной помощи детям первого года жизни с ОВЗ, организация межсетевого взаимодействия специалистов, обслуживающих раннее детство. |
|
2. |
Система инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов: от ранней помощи до профессиональной подготовки |
Средства Правительства Ленинградской области, государственный контракт |
Изучение проблемы получения образования лицами с ОВЗ и инвалидами в соответствии с ФГОС. Научное обоснование доступной среды. Изучение психолого- педагогических проблем, обучающихся с ОВЗ |
Разработка и внедрение системы инклюзивного образования в образовательных организациях всех уровней образования. Разработка инструментария для изучения эффективности инклюзивного образования в процессе адаптации личности обучающегося с ОВЗ и инвалидностью |
|
3. |
Региональная межведомственная модель комплексного сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с признаками отклонений в развитии и семей, их воспитывающих |
Средства Правительства Ленинградской области, государственный контракт |
Описание и анализ сложившейся в Ленинградской области системы комплексного сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с отклонениями в развитии; описание модели комплексного сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с отклонениями в развитии, в том числе детей с расстройствами аутистического |
рекомендации по оптимизации и усовершенствованию системы комплексного сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с отклонениями в развитии |
|
4. |
Изучение вопроса развития речи лиц с нарушением слуха после кохлеарной имплантации |
Собственные средства |
Новый подход к обучению речи детей с кохлеарными имплантами. Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы по изучению возрастных особенностей речи детей с кохлеарными имплантами |
||
5. |
Психолого-педагогическое сопровождение лиц с РДА |
Собственные средства |
Описание психолого- педагогического сопровождения лиц с РДА |
Методика дифференциальной диагностики раннего детского аутизма при сходных состояниях. |
|
6. |
Трансформация учебной мотивации студентов с инвалидностью в ходе высшего инклюзивного образования |
Собственные средства |
Анализ основных тенденций и факторов, влияющих на трансформацию учебной мотивации студентов с инвалидностью в процессе освоения образовательных программ высшего образования |
||
7. |
Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Ленинградской области |
Средства Правительства Ленинградской области, государственный контракт |
Изучение вопроса профессионального образования и обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в Ленинградской области. Мониторинг проблематики. Научно-методическое обоснование образовательного процесса в условиях инклюзии в организациях СПО и ВО. Научное обоснование организации и оснащенности образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях профессионального образования Ленинградской области |
Консультирование ППС по ведению научно- образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования. Разработка требований к комплексному сопровождению инклюзивного образования различных категорий обучающихся |
|
8. |
Организация и проведение заседания экспертного совета по специальному образованию при комитете Государственной Думы по образованию и науке (практическая реализация Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») |
Средства федерального бюджета |
Экспертный доклад Кобриной Л.М. «Готовность системы специального образования РФ к выполнению Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» |
||
9. |
Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки |
Средства Правительства Ленинградской области, привлеченные на конкурсной основе (грант) |
Разработка научной концепции изучения специального образования XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки |
НИР сотрудников
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена
за период с 2015 г. по 2020 г.
№ п/п
|
Тема НИР, сроки реализации |
Источник финансирования |
Результаты НИР |
Ссылки на основные публикации |
|
Научные результаты |
Практические результаты |
||||
1 |
Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов» 2014-2015 гг. |
Минобрнауки РФ |
Сформированы теоретико-методические подходы к модернизации магистерской подготовки дефектологического образования на основе сетевого межвузовского взаимодействия. |
Разработаны и апробированы новые модули основной профессиональной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», предназначенные для реализации на сетевой основе с установкой на углубленную профессионально-ориентированную практику студентов. |
Углубленная профессионально-ориентированная практика в подготовке учителя-дефектолога в магистратуре (учеб.-метод. пособие. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. Самостоятельная работа студентов в системе магистерской подготовки учителя-дефектолога : учеб.-метод. пособие. –СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. Модульная программа подготовки учителя-дефектолога в педагогической магистратуре: проектирование и реализация : учеб.-метод. пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. |
2 |
Разработка основных профессиональных образовательных программ по уровням образования магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог» 2016 г. |
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» |
Сформированы теоретико-методические подходы к разработке основных профессиональных образовательных программ магистратуры и аспирантуры в области дефектологического образования |
Разработаны основные профессиональные образовательные программы по уровням образования магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог» |
|
3 |
Разработка и апробация на основе компетентностного подхода образовательных программ переподготовки профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ 2016-2017 гг. |
Минобрнауки РФ |
Сформированы теоретико-методические подходы к разработке программ переподготовки профессорско-преподавательского состава вузов в области инклюзивного высшего образования. |
На основе компетентностного подхода разработаны программы переподготовки профессорско-преподавательского состава вузов «Психолого-педагогическое обеспечение инклюзивного высшего образования» и «Адаптивная физическая культура» |
|
4 |
Разработка, апробация и распространение инструментов обеспечения доступной финансовой среды для людей с ограниченными возможностями здоровья 2016-2018 гг. |
Ассоциация «Сообщество финансистов по продвижению научно-просветительских инициатив» |
Разработаны научно-практические основы социальной интеграции лиц с ОВЗ и инвалидностью на базе совершенствования их статуса как субъектов взаимодействия с финансовыми организациями. |
Разработан инклюзивный комплаенс для финансовых организаций. Разработаны и реализованы программы дополнительного образования для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху в области финансовой грамотности. |
|
5 |
Научно-методическая разработка учебно-методического комплекса по реализации ФГОС для слабовидящих и слепых обучающихся (1-2 класс) 2016 г. |
Минобрнауки РФ |
Разработаны научно-практические основы образовательного процесса слепых и слабовидящих учащихся 1-2 классов |
Сформировано методическое обеспечение образовательного процесса слепых и слабовидящих учащихся |
Kantor, V. Z. The impact of the institutional learning environments on the development of self-attitude in pupils with vision deficiency / V. Z. Kantor, G. V. Nikulina, I. N. Nikulina // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. – 2017. – Т. 9. – № 10. – С. 1912–1917. Никитина, А. В. Адаптация содержания обучения математике слабовидящих первоклассников в свете реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ / А. В. Никитина, Е. В. Замашнюк // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 3. Замашнюк, Е. В. Проблема преемственности в развитии зрительного восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением зрения / Е. В. Замашнюк, А. В. Никитина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 4. Потёмкина, А. В. Общее и специальное в преподавании учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе слабовидящих / А. В. Потёмкина // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка : материалы XXIV Междунар. конф. Никулина, Г. В. Основные параметры определения эффективности использования учебно-методических комплексов в обучении слепых / Г. В. Никулина // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка : материалы XXIV Междунар. конф. Замашнюк, Е. В. Роль проектной деятельности в развитии зрительного восприятия младших слабовидящих школьников / Е. В. Замашнюк, А. И. Сидорова // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка : материалы XXIV Междунар. конф. Никулина, И. Н. Трудности реализации учебного процесса в условиях совместного обучения слабовидящих и нормально видящих младших школьников / И. Н. Никулина // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка : материалы XXIV Междунар. конф. Потёмкина, А. В. Своеобразие формирования образа при осязательном восприятии / А. В. Потёмкина, В. С. Лебедева // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка : материалы XXIV Междунар. конф. |
6 |
Научно-методическая разработка учебно-методического комплекса по реализации ФГОС для слепых и слабовидящих обучающихся (3 класс) 2017 г. |
Минобрнауки РФ |
Разработаны научно-практические основы образовательного процесса слепых и слабовидящих учащихся 3 класса |
Сформировано методическое обеспечение образовательного процесса слепых и слабовидящих учащихся |
Kantor, V. Z. The impact of the institutional learning environments on the development of self-attitude in pupils with vision deficiency / V. Z. Kantor, G. V. Nikulina, I. N. Nikulina // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. – 2017. – Т. 9. – № 10. – С. 1912–1917. Никитина, А. В. Адаптация содержания обучения математике слабовидящих первоклассников в свете реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ / А. В. Никитина, Е. В. Замашнюк // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 3. Замашнюк, Е. В. Проблема преемственности в развитии зрительного восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением зрения / Е. В. Замашнюк, А. В. Никитина // Общество: социология, психология, педагогика. –2017. – № 4. Потёмкина, А. В. Общее и специальное в преподавании учебного предмета "окружающий мир" в начальной школе слабовидящих / А. В. Потёмкина // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка : материалы XXIV Междунар. конф. Никулина, Г. В. Основные параметры определения эффективности использования учебно-методических комплексов в обучении слепых / Г. В. Никулина // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка : материалы XXIV Междунар. конф. Замашнюк, Е. В. Роль проектной деятельности в развитии зрительного восприятия младших слабовидящих школьников / Е. В. Замашнюк, А. И. Сидорова // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка : материалы XXIV Междунар. конф. Никулина, И. Н. Трудности реализации учебного процесса в условиях совместного обучения слабовидящих и нормально видящих младших школьников / И. Н. Никулина // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка : материалы XXIV Междунар. конф. Потёмкина, А. В. Своеобразие формирования образа при осязательном восприятии |
7 |
Разработка методического обеспечения деятельности Федерального ресурсного центра по развитию комплексного сопровождения слепых и слабовидящих детей 2019 г. |
ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» |
|