События
Тематика НИР
 

 

НИР сотрудников

Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина»

за период с 2015 г. по 2020 г.

№ п/п

 

Тема НИР,

сроки реализации

Источник финансирования

Результаты НИР

Ссылки на основные публикации

Научные результаты

Практические результаты

1.

Создание системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Ленинградской области

Средства Правительства Ленинградской области, государственный контракт

Анализ психического развития детей первого года жизни с различными нарушениями сенсомоторного развития, дифференциация популяции младенцев с ОВЗ в соответствии с классификацией дизонтогенеза

Разработка системы абилитационной помощи детям первого года жизни с ОВЗ, организация межсетевого взаимодействия специалистов, обслуживающих раннее детство.

 

2.

Система инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов: от ранней помощи до профессиональной подготовки

Средства Правительства Ленинградской области, государственный контракт

Изучение проблемы получения образования лицами с ОВЗ и инвалидами в соответствии с ФГОС. Научное обоснование доступной среды. Изучение психолого- педагогических проблем, обучающихся с ОВЗ

Разработка и внедрение системы инклюзивного образования в образовательных организациях всех уровней образования. Разработка инструментария для изучения эффективности инклюзивного образования в процессе адаптации личности обучающегося с ОВЗ и инвалидностью

 

3.

Региональная межведомственная модель комплексного сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с признаками отклонений в развитии и семей, их воспитывающих

Средства Правительства Ленинградской области, государственный контракт

Описание и анализ сложившейся в Ленинградской области системы комплексного сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с отклонениями в развитии;

описание модели комплексного сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с отклонениями в развитии, в том числе детей с расстройствами аутистического

рекомендации по оптимизации и усовершенствованию системы комплексного сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с отклонениями в развитии

 

4.

Изучение вопроса развития речи лиц с нарушением слуха после кохлеарной имплантации

Собственные средства

Новый подход к обучению речи детей с кохлеарными имплантами. Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы по изучению возрастных особенностей речи детей с кохлеарными имплантами

   

5.

Психолого-педагогическое сопровождение лиц с РДА

Собственные средства

Описание психолого- педагогического сопровождения лиц с РДА

Методика дифференциальной диагностики раннего детского аутизма при сходных состояниях.

 

6.

Трансформация учебной мотивации студентов с инвалидностью в ходе высшего инклюзивного образования

Собственные средства

Анализ основных тенденций и факторов, влияющих на трансформацию учебной мотивации студентов с инвалидностью в процессе освоения образовательных программ высшего образования

   

7.

Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Ленинградской области

Средства Правительства Ленинградской области, государственный контракт

Изучение вопроса профессионального образования и обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в Ленинградской области. Мониторинг проблематики. Научно-методическое обоснование образовательного процесса в условиях инклюзии в организациях СПО и ВО. Научное обоснование организации и оснащенности образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях профессионального образования Ленинградской области

Консультирование ППС по ведению научно- образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования.

Разработка требований к комплексному сопровождению инклюзивного образования различных категорий обучающихся

 

8.

Организация и проведение заседания экспертного совета по специальному образованию при комитете Государственной Думы по образованию и науке (практическая реализация Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»)

Средства федерального бюджета

Экспертный доклад Кобриной Л.М. «Готовность системы специального образования РФ к выполнению Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

   

9.

Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки

Средства Правительства Ленинградской области, привлеченные на конкурсной основе (грант)

Разработка научной концепции изучения специального образования XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки

   

 

 

 

 

 

НИР сотрудников

Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

за период с 2015 г. по 2020 г.

№ п/п

 

Тема НИР,

сроки реализации

Источник финансирования

Результаты НИР

Ссылки на основные публикации

Научные результаты

Практические результаты

1

Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов»

2014-2015 гг.

Минобрнауки РФ

Сформированы теоретико-методические подходы к модернизации магистерской подготовки дефектологического образования на основе сетевого межвузовского взаимодействия.

Разработаны и апробированы новые модули основной профессиональной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», предназначенные для реализации на сетевой основе с установкой на углубленную профессионально-ориентированную практику студентов.

Углубленная профессионально-ориентированная практика в подготовке учителя-дефектолога в магистратуре (учеб.-метод. пособие. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.

Самостоятельная работа студентов в системе магистерской подготовки учителя-дефектолога : учеб.-метод. пособие. –СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.

Модульная программа подготовки учителя-дефектолога в педагогической магистратуре: проектирование и реализация : учеб.-метод. пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.

2

Разработка основных профессиональных образовательных программ по уровням образования магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог»

2016 г.

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

Сформированы теоретико-методические подходы к разработке основных профессиональных образовательных программ магистратуры и аспирантуры в области дефектологического образования

Разработаны основные профессиональные образовательные программы по уровням образования магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог»

 

3

Разработка и апробация на основе компетентностного подхода образовательных программ переподготовки профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

2016-2017 гг.

Минобрнауки РФ

Сформированы теоретико-методические подходы к разработке программ переподготовки профессорско-преподавательского состава вузов в области инклюзивного высшего образования.

На основе компетентностного подхода разработаны программы переподготовки профессорско-преподавательского состава вузов «Психолого-педагогическое обеспечение инклюзивного высшего образования» и «Адаптивная физическая культура»

 

4

Разработка, апробация и распространение инструментов обеспечения доступной финансовой среды для людей с ограниченными возможностями здоровья

2016-2018 гг.

Ассоциация «Сообщество финансистов по продвижению научно-просветительских инициатив»

Разработаны научно-практические основы социальной интеграции лиц с ОВЗ и инвалидностью на базе совершенствования их статуса как субъектов взаимодействия с финансовыми организациями.

Разработан инклюзивный комплаенс для финансовых организаций. Разработаны и реализованы программы дополнительного образования для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху в области финансовой грамотности.

 

5

Научно-методическая разработка учебно-методического комплекса по реализации ФГОС для слабовидящих и слепых обучающихся (1-2 класс)

2016 г.

Минобрнауки РФ

Разработаны научно-практические основы образовательного процесса слепых и слабовидящих учащихся 1-2 классов

Сформировано методическое обеспечение образовательного процесса слепых и слабовидящих учащихся
1-2 классов

Kantor, V. Z. The impact of the institutional learning environments on the development of self-attitude in pupils with vision deficiency / V. Z. Kantor, G. V. Nikulina, I. N. Nikulina // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. – 2017. – Т. 9. – № 10. – С. 1912–1917.

Никитина, А. В. Адаптация содержания обучения математике слабовидящих первоклассников в свете реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ / А. В. Никитина, Е. В. Замашнюк // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 3.

Замашнюк, Е. В. Проблема преемственности в развитии зрительного восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением зрения / Е. В. Замашнюк, А. В. Никитина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 4.

Потёмкина, А. В. Общее и специальное в преподавании учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе слабовидящих / А. В. Потёмкина // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка : материалы XXIV Междунар. конф.

Никулина, Г. В. Основные параметры определения эффективности использования учебно-методических комплексов в обучении слепых / Г. В. Никулина // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка : материалы XXIV Междунар. конф.

Замашнюк, Е. В. Роль проектной деятельности в развитии зрительного восприятия младших слабовидящих школьников / Е. В. Замашнюк, А. И. Сидорова // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка : материалы XXIV Междунар. конф.

Никулина, И. Н. Трудности реализации учебного процесса в условиях совместного обучения слабовидящих и нормально видящих младших школьников / И. Н. Никулина // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка : материалы XXIV Междунар. конф.

Потёмкина, А. В. Своеобразие формирования образа при осязательном восприятии / А. В. Потёмкина, В. С. Лебедева // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка : материалы XXIV Междунар. конф.

6

Научно-методическая разработка учебно-методического комплекса по реализации ФГОС для слепых и слабовидящих обучающихся (3 класс)

2017 г.

Минобрнауки РФ

Разработаны научно-практические основы образовательного процесса слепых и слабовидящих учащихся 3 класса

Сформировано методическое обеспечение образовательного процесса слепых и слабовидящих учащихся
3 класса

Kantor, V. Z. The impact of the institutional learning environments on the development of self-attitude in pupils with vision deficiency / V. Z. Kantor, G. V. Nikulina, I. N. Nikulina // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. – 2017. – Т. 9. – № 10. – С. 1912–1917.

Никитина, А. В. Адаптация содержания обучения математике слабовидящих первоклассников в свете реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ / А. В. Никитина, Е. В. Замашнюк // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 3.

Замашнюк, Е. В. Проблема преемственности в развитии зрительного восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением зрения / Е. В. Замашнюк, А. В. Никитина // Общество: социология, психология, педагогика. –2017. – № 4.

Потёмкина, А. В. Общее и специальное в преподавании учебного предмета "окружающий мир" в начальной школе слабовидящих / А. В. Потёмкина // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка : материалы XXIV Междунар. конф.

Никулина, Г. В. Основные параметры определения эффективности использования учебно-методических комплексов в обучении слепых / Г. В. Никулина // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка : материалы XXIV Междунар. конф.

Замашнюк, Е. В. Роль проектной деятельности в развитии зрительного восприятия младших слабовидящих школьников / Е. В. Замашнюк, А. И. Сидорова // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка : материалы XXIV Междунар. конф.

Никулина, И. Н. Трудности реализации учебного процесса в условиях совместного обучения слабовидящих и нормально видящих младших школьников / И. Н. Никулина // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка : материалы XXIV Междунар. конф.

Потёмкина, А. В. Своеобразие формирования образа при осязательном восприятии
/ А. В. Потёмкина, В. С. Лебедева // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка : материалы XXIV Междунар. конф.

7

Разработка методического обеспечения деятельности Федерального ресурсного центра по развитию комплексного сопровождения слепых и слабовидящих детей

2019 г.

ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»

 
  1. 1. Обеспечено методическое сопровождение деятельности Федерального ресурсного центра по развитию комплексного сопровождения слепых и слабовидящих детей.

     

    2. Разработаны методические рекомендации:

    - Реализация предметных технологий в обучении слепых и слабовидящих детей (с рабочими программами), 4-5 класс;

    - Преподавание коррекционных дисциплин в рамках обучения слепых и слабовидящих детей (с рабочими программами),
    1-5 классы.

    3. Разработана и реализована программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Особенности реализации ФГОС ДО в образовательных учреждениях, работающих со слепыми и слабовидящими детьми».

    Организована и проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Система комплексного сопровождения детей с нарушением зрения: проблемы подготовки кадров».

     

 

 

ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

ЧГУ