События

V Международная студенческая научно-практическая конференция «Специальная педагогика: профессиональный дебют»: подводим итоги

2021-04-28

22 апреля 2021 года в Институте инклюзивного образования БГПУ в рамках Международного форума студенческой науки «Студенческая наука – инновационный потенциал будущего» состоялась V международная студенческая научно-практическая конференция «Специальная педагогика: профессиональный дебют». В конференции в on-line режиме приняли участие 117 студентов, магистрантов и аспирантов из шести стран: Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Армения, Республики Узбекистан, Республики Казахстан, Украины.

Цель конференции – обобщение и трансляция результатов научных исследований молодых ученых по вопросам образования детей с особенностями психофизического развития.

Проблемное поле конференции составили: современные подходы к обучению и воспитанию лиц с особенностями психофизического развития; пути реализации принципа инклюзии в образовании; инновационные образовательные технологии работы в контексте реализации принципа инклюзии; социальная инклюзия лиц с особыми образовательными потребностями как приоритет развития общества.

Пленарное заседание открыла заместитель директора по научно-методической работе, кандидат педагогических наук, доцент Феклистова Светлана Николаевна. Приветствуя участников конференции, она акцентировала внимание участников на роли научно-исследовательской деятельности в формировании профессиональных компетенций учителя-дефектолога. В докладе «Об организации и результатах научно-исследовательской работы студентов в Институте инклюзивного образования БГПУ» Феклистова С.Н. раскрыла основные направления научно-исследовательской работы студентов Института инклюзивного образования, охарактеризовала достижения и перспективы работы студенческих научно-исследовательских лабораторий Института, их роль в развитии профессиональных компетенций будущего специалиста, а также указала на взаимосвязь научно-исследовательской работы студентов с деятельностью филиалов кафедр Института. 

На пленарном заседании представлены доклады студентов по актуальным вопросам образования детей с особенностями психофизического развития: формированию текстовой компетенции в свете освоения образовательных программ младшими школьниками с нарушениями речи; развитию чувства ритма у дошкольников с нарушением интеллекта; конструированию компетентностно ориентированных заданий по формированию зрительно-пространственных представлений детей с нарушениями зрения дошкольного возраста; стимуляции развития моторных навыков у детей с нарушениями речи посредством твистинга; разработке методики профессионально-ориентационной работы с младшими школьниками с легкой интеллектуальной недостаточностью; проектированию коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра в контексте реализации инклюзивного образования; консультированию родителей детей раннего возраста в условиях удаленного доступа и др. Знакомство с результатами научных исследований студентов разных стран позволит участникам конференции обогатить свои представления о современных подходах в разных областях обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, расширить область собственного научного поиска и поставить новые задачи при реализации научно-исследовательской деятельности.

В процессе конференции организована работа трех диалоговых площадок:

«Современные подходы к обучению и воспитанию лиц с особенностями психофизического развития» (модератор – Коляда Оксана Петровна, кандидат педагогических наук);

«Реализация принципа инклюзии в образовании: проблемы и пути их решения» (модератор: Хабарова Светлана  Петровна, кандидат педагогических наук, доцент)

«Инновационные образовательные технологии работы в контексте реализации принципа инклюзии» (модератор: Мамонько Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент).

В фокусе внимания были проблемы формирования самоконтроля в письме младших школьников с задержкой психического развития на логопедических занятиях, развития интонационной стороны речи у учащихся с нарушением слуха с использованием технологии музыкальной стимуляции; формирования навыков самообслуживания у дошкольников с тяжёлыми множественными нарушениями, развитию математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития на сенсорном этапе работы с системой Нумикон, формирования графо-моторных умений у детей с функциональными нарушениями зрения дошкольного возраста средствами кинезиологических упражнений; развития креативности учащихся с особенностями психофизического развития; использования навигационного приложения «Lazarillo» в пространственной ориентировке для детей с нарушениями зрения и др.

По результатам работы конференции будет опубликован электронный сборник материалов конференции.